Главная
Автошкола
Статьи
Сделай сам
Тюнинг
Рассказы
Советы















 

Рычаги и приборы

Кроме педалей, существуют и другие весьма важные органы управления, которыми во время езды водитель постоянно пользуется: рычаг управления коробкой передач и руль.

У новейших марок автомобилей рычаг управления коробкой передач большей частью помещен на рулевой колонке под рулевым колесом, поэтому пользоваться им можно, так сказать, не снимая руки с руля, точнее — сократив до минимума время, когда водитель держит руль одной рукой. Неудобство такого устройства — в великом множестве шарниров, рычагов и т. п., находящихся между самим рычагом и коробкой передач, что ведет к повышенному трению, неплавному переключению и, в конце концов, к появлению значительного люфта. Поэтому у некоторых марок автомобилей сохранился рычаг переключения, связанный непосредственно с коробкой передач, а некоторые возвращаются к этой системе. В современных автомобилях такой рычаг иногда выполнен аналогично конструкции, показанной на рис. 9. Вы видите, что рычаг в этом случае (устройство переключения передач автомобиля «Шкода-101») очень короткий, помещен близко к рулю, поэтому переключение быстрое и точное. Желающие подобным образом переделать конструкцию механизма переключения передач могут воспользоваться вариантом, изображенным на рис. 10 (механизм переключения БМВ), который хорошо зарекомендовал себя на практике.

В рулевом механизме и рулевом приводе автомобиля трудно что-либо менять, даже в тех случаях, когда они вас не вполне удовлетворяют. Поэтому речь пойдет, главным образом, о расстоянии рулевого колеса от тела водителя, так как только в критических случаях вы решитесь изменением угла наклона оси руля приблизить или отдалить его. В некоторых случаях, например когда рулевое колесо расположено слишком низко, поможет замена его колесом меньшего размера. Само собой разумеется, что безопасность движения зависит не только от состояния тормозов, но и от рулевого управления. Вождение автомобиля, управление которого имеет большой люфт (что проявляется в неприятном «мертвом» ходе руля), очень сложно, небезопасно и требует от водителя большого напряжения, что быстро утомляет.

Хорошим помощником являются приборы. Они дают возможность контролировать не только скорость движения, но и состояние двигателя в данный момент и функции наиболее ответственных органов, от которых зависит срок его службы и надежность. Мы заботимся поэтому, чтобы их показания были всегда верны, а размещение на щитке приборов отвечало задачам быстрой ориентировки, так как во время езды водитель не имеет возможности надолго отвлекаться от дороги. За приборами он наблюдает мельком и лишь изредка посмотрит на какой-нибудь из них повнимательнее, чтоб убедиться, все ли в порядке.

Размещение основных приборов определяется конструкцией щитка, в котором вам едва ли удастся что-либо изменить. Остается позаботиться лишь о том, чтобы приборы, которые вы вмонтируете в щиток дополнительно, находились в поле зрения водителя в таком положении, когда для наблюдения за их показаниями достаточно беглого взгляда. Так же поступите и при монтаже выключателей контрольного света, расположение которых предварительно как следует обдумайте и проверьте и лишь после этого прочно вмонтируйте.

Чрезмерное множество приборов излишне, водитель не успевает наблюдать за ними, и они только отвлекают его внимание. Тот из вас, кто видел щиток приборов в гоночном автомобиле, где контроль за работой двигателя имеет громадное значение, наверное, обратил внимание, что по большей части там есть только большой тахометр, указатель температуры масла и воды и указатель давления масла. Эти приборы вы найдете и на хорошо оборудованных туристских автомобилях, на которых указатель оборотов заменен спидометром, а приборы дополнены амперметром. У большинства автомобилей некоторые из этих приборов снабжены контрольными лампочками (указатель давления масла, амперметр, указатель температуры воды). Разумеется, функцию хорошего прибора не может заменить никакое простейшее устройство. Поясним это на примере.

Контрольная лампочка давления масла погаснет, если вы заведете двигатель, и зажжется на ходу (или наоборот — в зависимости от конструкции выключателя), если давление упадет чиже определенного уровня, например, 1 атм. Конечно, на практике может быть много случаев, когда давление выше 1 атм., но упало уже настолько, что требуется вмешательство водителя. Например, если давление масла ниже, чем обычно бывает при тех же обстоятельствах, это предупреждает водителя о том, что в двигателе мало масла и оно перегревается (что видно по температуре масла). Водитель, автомобиль которого имеет на щитке приборов указатель давления масла, наверняка не отъедет с непрогретым двигателем сразу же посте его пуска, потому что медленно подвигающаяся стрелка прибора укажет, сколько времени пройдет, прежде чем все магистрали двигателя и все места, требующие смазки, получат первую порцию масла. Если давление при более высоком числе оборотов упадет, это может означать, что насос не обеспечивает достаточной подачи масла, что происходит при низком уровне масла в двигателе. Если все в порядке, а давление все же остается низким, возможно, засорился фильтр или поврежден какой-нибудь подшипник.

С таким же успехом я мог бы привести случаи, когда и другие приборы помогают обнаружить неисправность и предупредить об опасности. Водитель, умеющий читать приборы своего автомобиля и сопоставлять их показания с работой механизмов, с которыми они связаны, действительно, знает о них почти все и может вовремя предупредить серьезные повреждения.

Дополнительный монтаж приборов, отсутствующих на щитке, очень прост. Датчик указателя температуры воды установите в верхнюю часть радиатора или в верхний резиновый патрубок, датчик указателя давления масла — сбоку нижней части блока цилиндров, где проходит масляная магистраль. Датчик указателя давления масла можно установить на место обычного винта, которым иногда бывает закрыта магистраль поступающего под давлением масла.

Амперметр — также очень нужный прибор, ибо служит для контроля за величиной зарядного или разрядного тока аккумуляторной батареи, а не просто в качестве указателя зарядки (что делает контрольная лампочка). На этом приборе легко можно контролировать силу потребляемого отдельными электроприборами и лампочками тока и судить, не превышает ли расход энергии ее пополнение, не грозит ли батарее опасность разрядки. Установка этого прибора еще проще.

На рис. 11 показан идеально решенный щиток с приборами, преимущество которого очевидно. Приборы сосредоточены не посредственно перед водителем и имеют круглую, наиболее удобную для обозрения форму, за ними просто наблюдать через руль с двумя перекладинами. Обратите внимание, что все при боры размещены в некоем подобии витрины, отгороженной сверху, со стороны ветрового стекла.

Во время езды ночью освещенные приборы, отражаясь в ветровом стекле, снижают видимость и отчетливость виденного в трудных ночных условиях. Чтобы устранить это, достаточно поставить сверху козырек. По тем же соображениям на щитках с приборами должно быть как можно меньше хромированных деталей: они отражают солнечные лучи, а также свет идущей за вами машины, усиливают отражение в ветровом стекле, особенно когда приборы освещены слишком ярко. Щиток с контрольными приборами у автомобилей последних выпусков освещен умеренно, а у старых моделей порой так ослепляет, что при езде ночью водитель предпочитает их погасить. Избавиться от этого недостатка можно, окрасив лампочки. Наиболее приятен зеленый цвет, который не утомляет зрения и в то же время дает четкое освещение приборов. Более притязательный автомобилист вместо обыкновенного выключателя прикрепит реостат, который позволит регулировать освещение щитка.

Поскольку езда ночью требует от водителя наибольшей сосредоточенности, вы должны создать наиболее благоприятные условия для себя и других водителей на шоссе. Ведь правильное освещение ночью — первая предпосылка безопасной езды. Плохо отрегулированное освещение не только затрудняет передвижение остальных машин; недостаточная освещенность дороги непосредственно перед машиной, — там, где свет нужнее всего, — приводит к преждевременному утомлению водителя.

В условиях особенно трудных, например в дождь или в туман, свет тем более необходим. Тому, кто часто ездит ночью, стоит сделать хорошую дополнительную «противотуманную» фару, которая в подобных случаях бесценна. Такую фару лучше поместить с правой стороны автомобиля, выдвинув ее как можно больше вперед, например, на поддерживающую опору буфера. При монтаже важно правильно учесть нужную высоту. Никакая самая сильная «противотуманная» фара не просветит туман насквозь. Если бы вы попытались добиться этого, то достигли бы рассеивания света, что отрицательно влияло бы на видимость. Непременное условие для хорошей «противотуманной» фары — отсутствие лучей, направленных вверх, поэтому важно поместить ее в таком положении, чтобы широкий, в верхней части ограниченный сноп лучей был направлен под туман. Единственное положительное качество самого густого тумана то, что он стелется на некотором расстоянии от земли. Как показано на рис. 12, правильно помещенная «противотуманная» фара бросает свет на дорогу перед машиной под туманом, и водитель видит освещенные предметы сквозь него. Для этого поместите ее на расстоянии 20—40 см от земли и отрегулируйте с помощью шарниров и косо срезанных подкладок.

Хорошим помощником водителя является зеркало, установленное так, чтобы оно не мешало водителю и в то же время отражало все, что видно через заднее стекло кабины. Чтобы с наибольшей выгодой использовать зеркало, обследуйте на досуге его возможности. В пути вам интересно будет знать, на каком расстоянии — 20 или 60 м — следует за вами автомобиль. И хотя вы посматриваете в зеркало мельком, оно помогает ориентироваться на шоссе и облегчает путь.

Зеркало поможет, когда вы будете въезжать куда-нибудь задним ходом, в том случае, конечно, если оно будет достаточной величины и если вы научитесь судить о размерах предметов, находящихся позади автомобиля. Слишком большое зеркало может помешать водителю видеть происходящее сбоку, что особенно неприятно при езде в городе. В крайнем случае поместите зеркало на крыле автомобиля.

Итак, мы рассмотрели свойства наиболее важных частей автомобиля, которые непосредственно влияют на удобство вождения и которые превращают езду в удовольствие или страдание. Теперь настало время сесть за руль и отправиться в путь.

Вы чувствуете, как удобно сидеть на реконструированном сидении? Обратите внимание, как изменилась ваша способность реагировать на окружающее и как автомобиль слушается вас, едва вы дотронетесь до какого-либо рычага! Это результат труда, которого вы не пожалели ради собственного удобства. Но только научившись как следует водить автомобиль, вы узнаете, как важны все эти мелочи, которыми вы занимались до сих пор и которые будут способствовать усовершенствованию вашей водительской техники.



СОДЕРЖАНИЕ




По хорошей цене верстак слесарный на любых условиях.
© Copyright 2012. При копировании информации ссылка на сайт обязательна.