Въезд передним или задним ходом?
Если вы хотите, чтобы решение этой задачи всегда было правильным, не
забывайте одной, очень важной детали: думайте не только о том, как будете
куда-нибудь въезжать, но и о том, как будете выезжать оттуда. Иногда очень прост
въезд передним ходом, и вы едете не раздумывая, потому что въезжать задним ходом
вам лень. Но на другой день оказывается, что при выезде (когда поневоле
приходится давать задний ход) понадобится очень долго маневрировать, в то время
как передним ходом выехать очень быстро и просто. Поэтому всегда думайте и об
обратном пути.
Рассмотрим аналогичную ситуацию на примере. Вам нужно въехать в последний
бокс гаража у стены. Боксы размещены в довольно тесном дворе, и перед ними мало
места, чтобы развернуться. Общую картину вы можете увидеть на рис. 24.
Вам не хочется ехать задним ходом от самой улицы через весь двор, и вы
стремитесь встать на место, двигаясь передним ходом. Вы въезжаете во двор,
придерживаясь левой стороны, но обнаруживаете, что сразу в бокс въехать
невозможно (рис. 24 а) — мешает стена двора или правый косяк дверей бокса,
короче, не хватает места. Если вы — неискушенный водитель, то начнете разъезжать
по двору взад и вперед, но на тесном пространстве двора этим вы немногого
добьетесь, и, наконец, вам почудится, будто вы попали в западню, откуда можно
выбраться, только подняв автомобиль подъемным краном. Если же вы свободно
владеете задним ходом, то легко подъедете к боксу, переключив на заднюю передачу
и двигаясь по линии буквы S (рис. 24 б). Тогда вы поставите автомобиль почти в
то же самое положение (немного дальше от стены), но уже не так близко от дверей
бокса.
Лучше сократить путь, сопоставив ширину автомобиля и бокса, еще перед тем,
как въезжать в ворота. Могу с уверенностью сказать: вы до того устали при
въезде, что над тем, как будете выезжать, предпочитаете не задумываться. А ведь
выезжать будет нелегко. В главе о движении задним ходом я говорил, что при
одинаковом положении руля колеса описывают одинаковые дуги — и вперед и
назад, — но этот фактор сохраняет силу до тех пор, пока вы не измените
положения руля. Однако в боксе вы выравниваете колеса, иначе автомобиль не
поместится. При въезде направление движению придавали передние колеса, а при
выезде (задним ходом) эту функцию возьмут на себя задние, и перед вами возникнет
дилемма: оставить навсегда автомобиль в гараже или выехать задним ходом в прямом
направлении во двор, подождать подъемный кран или... Пораскинуть мозгами и
все-таки попытаться выехать.
Это будет не просто. Из бокса вы можете выехать только прямо, но все-таки
попробуйте повернуть руль немного вправо, чтобы левое переднее крыло автомобиля
почти касалось стены (рис. 24 в). В момент, когда передняя часть автомобиля
выедет из бокса, поверните руль в обратную (левую) сторону настолько, чтобы
проехать хоть немного в сторону угла напротив. После этого проделайте движения,
прямо противоположные тем, которые вы проделывали въезжая (рис. 24 г). Проехав
сколько возможно вправо, тут же быстро выверните руль влево, и вы снова
окажетесь в благоприятном положении, из которого выедете, дав один раз задний
ход влево (рис. 24 д). Так закончатся ваши разнообразные упражнения на задний
ход и управление рулем. Выехав из двора на улицу, вернитесь назад (разумеется,
без автомобиля) и вспомните, как проделывали эти упражнения.
Но не проще ли было сразу въехать во двор и в бокс задним ходом? Посмотрите
на рис. 24 е: ведь так и нужно было сделать! Почему вы можете сразу повернуть в
бокс? Потому что на этот раз движение направляют задние колеса, и вы начинаете
направлять их раньше, не опасаясь задеть стену двора. Переднюю часть автомобиля
скорее можно повернуть к оси бокса (поэтому вам нечего бояться и правого косяка
его дверей). И выезд будет так же прост. Вы выпрямили колеса, поставив
автомобиль в бокс, но, выехав из бокса во двор немного по прямой, повернете
влево и выедете сразу, без долгого маневрирования взад и вперед.
Рассмотрим другой случай, когда вам нужно решить вопрос: как встать на
определенное место на стоянке — заезжая передним ходом или задним? Если места
достаточно, то, естественно, вы встанете, пристроившись к автомобилю впереди
вас, оставив себе место, чтобы выехать из ряда на стоянке, который, возможно,
замкнется за вами. Но, занимая место, надо помнить и о других. Хуже, если вы не
можете найти, где встать, и вдруг в ряду освобождается место лишь ненамного
длиннее вашего автомобиля. Что делать? Продолжить поиски или попытаться занять
этот кусочек?
Если вы попробуете заехать на такое место передним ходом, получится картина,
изображенная на рис. 25, — левый задний угол вашего автомобиля будет
выступать на проезжую часть, и вы мысленно будете молиться, чтобы задние колеса
сделались управляемыми, потому что только при этом автомобиль легко поставить
прямо к тротуару. Сделать задние колеса управляемыми невозможно. Проще всего
поставить автомобиль на место задним ходом.
Если вы поступите, как указано на рис. 26, то легко научитесь это делать. Но
предостерегу от ошибок и их последствий. Как видите, сначала вы проедете мимо
автомобиля перед свободным местом и остановитесь немного дальше его впереди:
расстояние между вашим автомобилем и автомобилем справа должно быть
приблизительно 30 см (рис. 26 а). Теперь давайте задний ход, и в момент, когда
автомобили поравняются, поверните руль вправо на полный оборот. Автомобиль
начнет заезжать задней частью на свободное место у тротуара, а передняя немного
отъедет от автомобиля, стоящего рядом (рис. 26 б). В момент, когда передние
колеса проезжают мимо соседней машины, быстро выверните руль в противоположную
сторону до конца и продолжайте двигаться задним ходом. Поскольку переход из
положения поворота направо до предела — в положение налево до предела длится по
крайней мере минуту, ваш автомобиль тем временем проедет назад столько, что
передний бампер минует заднюю часть впереди стоящего автомобиля (рис. 26 в).
Заканчивайте въезд задним ходом при повороте руля влево, когда автомобиль
встанет на место и правое переднее колесо почти коснется края тротуара.
Выезжая, поворачивайте руль на столько же градусов, что и при въезде, чтобы
тем же путем выехать на дорогу. Это будет возможно лишь в том случае, если
автомобиль перед вами стоит на прежнем месте. Заезжая на стоянку задним ходом,
вы можете допустить некоторые ошибки, исправлять которые можно в зависимости от
того, как вы поставите свой автомобиль.
Если вы подъедете слишком близко к стоящему впереди автомобилю или начнете
поворачивать руль вправо раньше времени, то можете задеть заднюю часть его боком
своего автомобиля. Начнете поворот вправо с опозданием — вам не хватит
свободного места, чтобы встать. Если после всех маневрирований заднее правое
колесо вашего автомобиля находится далеко от края тротуара, возможно, вы
допустили ошибку: либо вначале остановились слишком далеко от автомобиля, на
который ориентировались, либо слишком рано начали поворачивать руль влево. Если
же, наоборот, правое переднее колесо еще далеко от тротуара, а правое заднее уже
касается его, — вы слишком медленно перевели руль из положения «поворот
направо» з положение «поворот налево», и ваш автомобиль долго ехал прямо назад.
Наиболее удобный момент для изменения направления поворота руля зависит,
естественно, от размеров вашего автомобиля и угла поворота. Необходимую ловкость
вы приобретете на практике, научитесь быстро и уверенно, не подвергая опасности
себя и других, ставить автомобиль в нужное положение и вести его задним
ходом.
Итак, вы познакомились с простыми и сложными элементами водительского
мастерства; остается только научиться тянуть за собой автомобиль или самим ехать
на буксире у другого, чтобы и эта неприятная неожиданность не пугала
вас.
СОДЕРЖАНИЕ