Две ноги, но три педали
Это, увы, печальная истина, особенно для начинающего водителя, который не
знает, куда раньше нажать и за что раньше схватиться. Но в конце концов он
убеждается, что и с подобным физическим «недостатком» можно управлять
автомобилем.
Посмотрим на педали. Многие из вас скажут: «Педалей целых три, а ноги — всего
две». Но этого достаточно, — ведь мы либо тормозим, либо прибавляем
газ, — короче, делаем что-то одно. Тормозить и прибавлять газ в одно и то
же время не приходится, а левая нога всегда наготове для педали сцепления.
Приведенное замечание относится к нормальным условиям езды, но и в этих случаях
может наступить момент, когда нужно управлять всеми тремя педалями сразу.
Например, вы приближаетесь к железнодорожному переезду. Тормозите, чтобы
снизить скорость до установленной правилами. В последнее мгновение, как раз
перед тем, как въехать на переезд, вы замечаете, что рельсы выступают довольно
высоко, — значит потребуется снизить скорость до минимума. Выходит, что
вплоть до переезда вам нужно тормозить; но уже заранее вы определяете, что для
преодоления переезда будет необходима низшая передача. Переключение должно быть
быстрым и точным — вы почти на переезде и не должны въезжать на него с рычагом
переключения в нейтральной позиции. Точно так же нельзя переключать на переезде.
Значит, нужно переключить передачу, управляя и дросселем. И вот, пожалуйста:
одновременно тормозить, выключать сцепление и прибавлять газ. Третья нога была
бы кстати, но обойдемся и без нее!
В момент, когда при переключении нужно прибавить газ, естественно, на
мгновение можно отпустить педаль тормоза и, переключив, тотчас же тормозить.
Этот способ — единственно возможный, если педали тормоза и дросселя расположены
далеко друг от друга и если не произведены переделки, которые я предлагал вам в
первой главе. Но он имеет и свои недостатки неточность, замедленный темп всех
действий из-за того, что вы несколько раз прерываете торможение; к тому же
автомобиль дергается при резком прекращении торможения. Поэтому гораздо удобнее
научиться управлять всеми тремя педалями сразу, что не так уж и трудно.
Посмотрите на рис. 17: положение ног вполне естественное. и действия довольно
простые. Если вы усовершенствуете педали, как на левом рисунке на стр. 15
[см. рис. 8 — прим. AVB], достаточно будет повернуть пятку немного
вправо, чтобы она оказалась на педали дросселя. Если педали реконструированы,
как указано на том же рисунке справа, и размещены конструкторами близко друг к
другу, достаточно продвинуть ногу на педали тормоза вплотную к педали дросселя и
поворачивать ногу до положения, когда каблук ботинка окажется на педали
дросселя.
Для правильного и точного управления дросселем при одновременном торможении
необходим навык. Правая нога должна чувствовать распределение силы на носок и
пятку с тем, чтобы движения носка и пятки были независимы друг от друга и
производились сознательно. Нельзя забывать, что мы управляем при помощи пятки
педалью дросселя в относительной близости от ее оси, чем сокращаем рычаг силы, с
которой действуем на педаль. Поэтому нужно прилагать большую силу, что, впрочем,
мы делаем машинально, поскольку пятка ноги с толстым слоем каблука не так
чувствительна, как носок.
Управлять правой ногой одновременно обеими педалями надо научиться, пока
автомобиль стоит на месте и двигатель выключен. Найдите наиболее удобное
положение для ноги, в котором она все время опирается на педаль тормоза и в
котором удобнее всего прибавить газ, без излишнего поворота ноги. После того,
как вы определите это положение и привыкнете легко находить его, не двигая ногой
(в крайнем случае — взглянув на ноги), заведите двигатель. Не трогаясь с места,
попробуйте пяткой прибавить газ, чтобы обороты повысились настолько, насколько
это нужно, а не насколько удастся нажать педаль, — причем каждый раз
по-разному. Упражнение комбинируйте: прибавив газ, поместите ногу на педаль
тормоза, как при обычном торможении, после чего передвиньте ее как можно быстрее
в исходное (учебное) положение. Научившись быстро находить требуемое положение и
увеличивать обороты двигателя точно до необходимого уровня, наступая пяткой или
поворачивая ногу, вы сможете продолжить упражнения во время движения
автомобиля.
Естественно, что главная предпосылка удачи — уверенное управление механизмом
переключения передач и педалью дросселя. Но сначала все же проделайте новое
упражнение без переключения. Выберите участок дороги с небольшим движением
(лучше, если это будет дорога, идущая слегка под уклон) и поезжайте. Попробуйте
плавно тормозить и одновременно несколько раз подряд прибавьте пяткой столько
газа, сколько нужно для переключения на низшую передачу. Делайте это осторожнее,
чтобы при первых попытках, прибавляя газ, не увеличить давление носка на педаль
тормоза: торможение должно быть плавным. Единственное, что мог бы ощущать
пассажир автомобиля, — это повышенные обороты двигателя. Затем, когда вы
научились действовать пяткой и носком правой ноги, научитесь переключать на
низшую передачу, управляя дросселем при одновременном торможении. Здесь главная
задача — добиться плавного торможения и так же точно определять увеличение
оборотов двигателя, чтобы и переключение было точным, бесшумным и быстрым.
До сих пор я говорил только о пятке и носке. Но иногда педали устроены так,
что нет особой необходимости выворачивать ногу. Если педали расположены близко
друг к другу и невысоко над полом, достаточно немного повернуть ногу вправо,
чтобы нажать педаль дросселя, ход которой обычно очень легкий. Если вам
предстоит управлять разными автомобилями, проверьте оба способа, — во
всяком случае сделать это стоит хотя бы потому, что вы не ходите все время в
одних и тех же ботинках. Совершенно по-разному будет выглядеть это движение,
когда. например, вы обуты в теннисные туфли и в жесткие тяжелые туристские или
лыжные ботинки.
На примере я показал вам, когда удобно управлять автомобилем при помощи трех
педалей одновременно. Конечно, это не единственный случай. Описанным способом
вам придется пользоваться и при въезде на крутую гору, и на поворотах, точно так
же, как и прибегать к переключению на низшую передачу при спуске с крутого
склона, когда двигатель используется как вспомогательный тормоз. В большинстве
случаев многое зависит от быстрого и точного выполнения всех действий, потому
что из-за неудачного переключения на низшую передачу безопасность езды окажется
под угрозой. Поэтому научитесь производить их безукоризненно точно при более
благоприятных обстоятельствах, чтобы в дальнейшем вы могли положиться на свое
искусство.
СОДЕРЖАНИЕ