Дороги разного качества
Вы, конечно, хотели бы, чтобы все дороги были ровными, как стол. Кроме того,
вас лучше всего устроил бы шероховатый асфальт, который особенно можно оценить в
дождливую погоду. Но поскольку этот идеал — только прекрасный сон, вам придется
пробудиться и, обратившись к действительности, изучить различные виды покрытия
дорог, поверхность которых в значительной степени влияет на проходимость и
прочие качества автомобилей и тем самым на управление ими.
Прежде всего давайте посмотрим, какие покрытия шоссейных дорог встречаются, и
запомним их особенности, с которыми нужно считаться.
Грейдерная дорога преобладает на большинстве местных направлений.
Дороги эти пыльные, в чем их главный недостаток; к тому же они быстро приходят в
негодность! Когда они в хорошем состоянии, ездить по ним сравнительно неплохо.
Наибольшую опасность представляет пыль, оседающая медленно и мешающая видеть,
особенно при обгоне. Толстый слой пыли, даже если она сухая, делает дорогу
скользкой. После дождя некоторые из таких дорог достаточно шероховаты, но пыль,
особенно с краю, где слой ее толще, превращается в грязь. Поэтому будьте
осторожны на поворотах и съезжая на край дороги — легко может случиться юз.
Разбитые дороги с такой поверхностью — довольно противная вещь, так как края
выбоин бывают остры, и при быстрой езде автомобиль подбрасывает. Исправить дело
можно, используя дерн, землю, щебень. Обычно такой ремонт производят сами
проезжие, поэтому заваленные ямы и выбоины превращаются в холмики и пригорки,
возвышающиеся над поверхностью дороги. При морозе без снега по грейдеру ездить
хорошо, так как автомобиль не скользит: шины имеют хорошее сцепление с дорогой,
если, конечно, на ней нет разъезженной колесами колеи и поверхность не
повреждена.
Когда приходится ездить по пыльным и грязным дорогам особенно старательно
мойте, смазывайте шасси и следите за ним. Все подвижные соединения испытывают
нагрузку больше обычной, пыль, оседая на них, действует, как наждак; часто меняя
смазку, вы предохраните шасси от быстрого изнашивания. То же самое относится и к
воздушному фильтру карбюратора. Данные в инструкции приводятся средние. Поэтому
сокращайте указанные в них сроки чистки и смазки автомобиля, когда ездите по
пыльным дорогам. За это двигатель вознаградит вас большей мощностью, меньшим
расходом горючего и дольше не износится.
Более современное покрытие, которое вы встретите на крупных шоссейных
дорогах, — асфальт. Основное преимущество таких дорог в том, что они
не пыльные. Некоторые из асфальтированных дорог — старые и укатанные, их
поверхность стала очень гладкой. Во время дождя они сильно отражают световые
лучи, как зеркало, и коварны. Есть сорта асфальта, которые в жару теряют
упругость, размягчаются, и возникает угроза юза даже на сухой поверхности.
Выбоины на асфальте обычно бывают острыми и нередко глубокими. Зимой
асфальтированная поверхность скользкая, часто трудно разглядеть на ней слой
льда. Поэтому будьте особенно осторожны в местах, где дорога дольше нe
замерзает: на поворотах, в лесу и в лощинах. С краю асфальтированные дороги
обычно бывают пыльными, а в сырую погоду — грязными, поэтому опасайтесь юза,
съезжая на край шоссе, а также при движении на большой скорости и на
поворотах.
Лучшим покрытием является шероховатый асфальт, в который подмешана грубая
щебенка. Он не отражает и после дождя, на нем скользко только в гололедицу. Если
асфальтовое покрытие сделано на слое бетона, шоссе не вздымается со временем
волнообразно и не коробится, что нередко портит хорошие асфальтированные дороги
с плохо укрепленным слоем основания. Но и эти идеальные шоссе могут быть
отремонтированы другими сортами асфальта, обладающими худшими качествами, на
которых юз вероятнее. Поэтому, если вы едете в дождь по ремонтированному шоссе,
будьте внимательны, особенно на поворотах!
Поверхность некоторых шоссе укреплена слоем бетона. Бетонированное
шоссе очень прочное и не скользкое. Если оно новое, на нем сохранились
желобочки, которые увеличивают его шероховатость. Но с течением времени
бетонированное шоссе тоже укатывается, становится гладким, а в дождь довольно
скользким. На нем появляются темные полосы, щели и трещины более позднего
происхождения, которые при ремонте заливают асфальтом. Если такое шоссе вовремя
не отремонтировано, края трещин крошатся и обламываются, маленькие трещины
превращаются в глубокие выбоины с острыми краями. Иногда ас-
фальтом заливают крупные куски; свойства его особенно ощущаются во время
дождя. По краям бетонированные шоссе тоже пыльные. Поскольку бетонированная
плита с краю иногда выступает над поверхностью, соблюдайте осторожность, съезжая
на край шоссе и, особенно, въезжая на него — колесо может скользнуть вдоль грани
плиты.
Часто дороги бывают вымощены плитками булыжника. Мощеная поверхность —
одна из наиболее долговечных, но она по большей части неровная. В идеальном
случае она может быть сделана на бетоне, чтобы плитки булыжника не
проваливались. Современное веерное мощение из мелких плиток — лучшее покрытие
шоссе, на котором не скользко даже в дождь. Поэтому такой способ покрытия
используют иногда при ремонте шоссе с асфальтированным и бетонным покрытием.
Шоссе, покрытое брусчаткой, наиболее безопасно и в гололедицу и в снег.
Неприятны дороги, мощенные булыжником, который мы называем «кошачьи головы».
Уже само название говорит о том, что это очень неровные дороги, с камнями,
неравномерно выступающими над поверхностью. К счастью, булыжником пользуются для
мощения только улиц в городах (видимо, потому, что при рытье во время земляных
работ булыжник легче и быстрее снять). Некоторые булыжники сильно отшлифованы и
в мокрую погоду скользят. Поэтому автомобилисты и мотоциклисты объезжают улицы,
крытые булыжником. Хорошо, что на дорогах почти не встречается булыжного
покрытия.
В ряде стран применяется покрытие из крупных плиток. Некоторые из них очень
гладкие и в мокрую погоду скользкие; хуже всего гранитные плиты, которые можно
узнать по темно-серому цвету.
Ночью поверхность темного цвета, особенно асфальта, неприятна, так как
сливается с окрестностями, и, если по краям дороги нет белых тумб или белых
полос на деревьях, различить дорогу очень трудно. Одни дороги высыхают быстрее
(плиточная, отчасти бетон), другие — долго (асфальт), поскольку они не пористы и
на них нет желобков, по которым вода могла бы стекать и впитываться в землю. В
некоторых местностях, где почва глинистая, приходится быть особенно осторожным
при езде по мокрой дороге. И не только на грейдерной дороге, но и на шоссе с
твердым покрытием, на котором оседают мелкие частицы почвы в виде пыли. В дождь,
особенно в начале его, образуется незаметный слой очень скользкой грязи.
Во время движения обращайте внимание на места, где меняется покрытие дороги.
Если едете, например, по асфальтированному шоссе, на пригорках вымощенному
плитками, переход от асфальта к плиткам бывает с уступом. В населенных пунктах
Дорога обычно покрыта хорошим, чистым, не пыльным покрытием которое часто
продолжается и за поселком, но, двигаясь по ровной, прекрасной дороге, будьте
готовы к тому, что вдруг без всякого перехода, появится разбитая дорога, с
которой вы с облегчением проститесь, въезжая в поселок.
Внимательность и сосредоточенность, наблюдение за дорогой далеко впереди
автомобиля, опыт будут вашими лучшими спутниками во всех случаях. Особенно
опасные места постарайтесь хорошенько запомнить, чтобы быть подготовленными,
если снова придется ехать этой дорогой, даже много лет спустя. У автомобилистов
и мотоциклистов вырабатывается со временем такое чутье дороги и ориентировки по
типическим признакам окрестностей, что и в незнакомой местности они точно
угадывают, что их ждет.
СОДЕРЖАНИЕ