Кого мы встречаем в пути
Вам интересно, конечно, не только ответить на этот вопрос. Это было бы проще
простого. Нужно познакомиться с каждым обитателем шоссе в отдельности: от их
характера, скорости передвижения, привычек и поведения зависит и ваше поведение.
Если вы, как хорошие водители, хотите уметь предвидеть, что может произойти
впереди вас, нужно прежде всего критически подойти к коллегам по шоссе.
Познакомимся со всеми по очереди и о каждом скажем не только все хорошее, что
узнаем о них, но и все, что нам не понравится.
Ближе всего автомобилистам м о т о р н ы й т р а н с п о р т, поэтому вы
воображаете, что хорошо знаете его. Однако это не всегда так. Если же вы в самом
деле хотите его узнать, давайте разделим все виды моторного транспорта на группы
в зависимости от их поведения.
Прежде всего рассмотрим л е г к о в ы е а в т о м о б и л и.
Вы часто встречаетесь с ними на шоссе и на улицах городов. Характерный
признак их — передвижение на большой скорости, что, с нашей точки зрения, и
хорошо (их не приходится часто обгонять, к тому же водители автомобилей в меру
дисциплинированны) и плохо (они могут неожиданно быстро менять направление).
Если водитель пренебрежет интересами других и переоценит свои способности, он
может заставить вас пережить неприятные минуты. На хорошо видимом перекрестке
легко определить скорость легковых автомобилей, потому что вы видите их сбоку.
Хуже, когда они едут в одном с вами направлении или навстречу вам. Вы можете
ориентироваться по моделям автомобилей, зная скоростные возможности каждой из
них («Татра-603», «Шкода-450»). Следуя за автомобилем, который вы собираетесь
обогнать, старайтесь определить характер водителя и его поведение на дороге. Как
правило, — и это относится ко всем типам автомобилей — лучше предположить,
что другой водитель ездит плохо и что он недисциплинирован. Это избавит вас от
многих разочарований и неприятных последствий.
Не забывайте, что и стоящий автомобиль представляет опасность на дороге; за
ним могут быть люди, может неожиданно распахнуться дверца или торчать инструмент
на проезжую часть (например, рукоятка домкрата) — все это необходимо иметь в
виду.
И, наконец, ведите себя на шоссе так, чтобы другие вас не боялись. Искусство
хорошего водителя заключается не только в том, как он управляет автомобилем, но
и в том, как он относится к другим, облегчает или затрудняет их
передвижение.
Другой тип моторного транспорта, который все чаще встречается на
шоссе, — м о т о ц и к л. По скорости и подвижности он не уступает легковым
автомобилям, но изменить направление на нем труднее, так как одного поворота
руля недостаточно — необходим наклон всей машины. Благодаря небольшим размерам,
и главное небольшой ширине, мотоцикла, вы сравнительно легко обгоните его, а
если он стоит, то обычно так близко от края шоссе, что не мешает движению.
Наибольшую опасность для вас представляет неустойчивость мотоцикла, возможность
его падения. Это следует учитывать при обгоне или при езде за мотоциклом
(последнее рекомендую делать только тогда, когда вы собираетесь обгонять его).
Опасность усугубляется, если шоссе скользкое или мотоциклист едет между
трамвайными рельсами, а также когда делает резкий поворот. Немаловажен и тот
факт, что на мотоциклах ездят лица молодые, нередко переоценивающие свои
возможности. Мотоцикл часто бывает первой машиной, на которой они самостоятельно
ездят, а в этот период они еще не обладают достаточно развитым чувством
ответственности за соблюдение всех предписаний. Определить на расстоянии
скорость мотоциклов еще труднее, чем автомобилей, так как издалека мотоциклы
всех марок выглядят на одно лицо. Мотоциклы с коляской менее быстроходны, чем
одиночки, но они все равно подвижнее автомобиля. О занимаемой этими мотоциклами
ширине на дорогах вы должны хорошенько помнить, так как вас может сбить с толку
свет одной фары.
Самые крупные по размерам виды моторного транспорта — г р у з о в ы е а в т о
м о б и л и и а в т о б у с ы. Их присутствие на шоссе побуждает нас
быть особенно осторожными. Некоторые из них достигают значительной скорости,
особенно когда едут порожняком, но главное, с чем приходится считаться, —
это их ширина. Будучи сильно нагруженными, они не ездят по краю шоссе, чтобы
автомобиль не накренился на бок из-за уклона дороги наружу. Сзади и по бокам из
него может торчать груз, а ночью можно не заметить предупредительных знаков.
Груженые автомобили идут медленнее, и вы их, как правило, обгоняете, но нередко
это связано с трудностями. Их двигатели работают с большим шумом, и водитель
может не услышать вашего сигнала и не свернуть к краю шоссе. Шофер
перегруженного автобуса не может рисковать и съезжать на край шоссе, поэтому о
своем намерении обогнать автобус всегда нужно предупреждать и использовать для
обгона более широкий отрезок шоссе или какое-нибудь другое благоприятное
обстоятельство.
Большие грузовые автомобили малоподвижны, их указатели поворотов часто бывают
закрыты грузом. Они не способны быстро тормозить, как легковые автомобили,
поэтому будьте внимательны. Если же вы обгоняете едущий на большой скорости
грузовой автомобиль перед самым перекрестком и не боитесь тотчас быстро
тормозить, видимо, вы безгранично верите в прочность заднего бампера, либо у вас
есть хороший знакомый в авторемонтной мастерской.
Благоприятное для вас свойство грузовых автомобилей то, что они приподняты
высоко над землей и за стоящим грузовиком вам видны ноги людей, которые могут
выйти на проезжую часть. Если автобус стоит, следите за людьми, находящимися
вблизи него. Водитель автобуса отвечает за жизни многих пассажиров, поэтому не
надо усложнять его работу не только при обгонах автобуса, но и когда вы сами
уступаете ему дорогу, особенно на узких и опасных дорогах, например в горах.
Если вы видите, что уступить дорогу просто так трудно, съезжайте как можно
больше на край дороги, а если понадобится, и остановитесь. Особенно важно быть
внимательным, когда движущийся навстречу тяжелый автомобиль идет в гору, —
но старайтесь дать ему возможность ехать плавно, не снижая скорости и не
останавливаясь.
Особый гость шоссейных дорог — т р а к т о р. Он передвигается медленно, и
его путь по шоссе представляет собой извилистую кривую. Он довольно подвижен и
может неожиданно свернуть в сторону там, где нет никаких поворотов, — на
мостик, которого вы даже не заметили, в поле! Управляют тракторами неискушенные,
иногда просто мало подготовленные водители, не привыкшие ездить по большим шоссе
и не придерживающиеся поэтому правил движения. Издали трудно разобрать, стоит
трактор на месте или едет, а когда вы приблизитесь к нему, он может вдруг
загородить вам дорогу. Он нередко возит на прицепах тяжелый, наваленный в
беспорядке груз (например, сельскохозяйственные орудия), подчас торчащий за
борта прицепа. Часто такой груз перевозится на небольшие расстояния, и водители
забывают как-то отмечать его, что может стать роковым для проезжающих мимо,
особенно ночью. Тракторы притаскивают с поля землю на колесах, отчего
поверхность шоссе становится скользкой. Осенью, во время уборки свеклы,
картофеля и других овощей, осторожно проезжайте места, где при перевозке овощи
могли упасть и их раздавили: даже в сухую погоду поверхность шоссе здесь
скользкая.
Самая большая опасность на шоссе — в е л о с и п е д и с т ы. Это нечто
среднее между машинами и пешеходами. К сожалению, хороших качеств они не
переняли ни у тех, ни у других. У велосипедистов нет никакой подготовки, и редко
кто из них имеет представление о правилах движения, кроме одного, что ездить
нужно справа. Но даже этого правила придерживаются не все, воображая, что оно
относится только к быстроходному транспорту. Велосипедисты удивительно дружны и
нередко ездят рядышком, да еще уцепившись друг за дружку и при появлении
быстроходной машины, которая намерена их обогнать, очень неохотно отвлекаются от
приятных бесед. Велосипедисты передвигаются не быстро, но отсутствие высоких
скоростей возмещается у них большой подвижностью. Поэтому они принадлежат к
транспорту из рода непостоянных, о которых никогда заранее не знаешь наверняка,
что они вдруг выкинут. Сворачивая, они редко об этом сигнализируют, считая,
видимо, что, пока кто-нибудь подъедет, они будут далеко. Ночью они прикладывают
максимум старания, чтоб вас не одолела дремота. Полагая, вероятно, что человек с
недостатком зрения не получит водительских прав, они ездят в основном без света.
Их даже мало волнуют задние сигнальные огни, так как, мол, согласно правилам,
автомобили должны иметь хороший свет и состояние их системы освещения
контролируется, тем более что за неполадки автомобилистов чаще штрафуют.
Сознательный водитель выключит ночью дальний свет и при встрече с
велосипедистами (которые часто едут рядом, с двумя огнями), думая, что навстречу
едет автомобиль. Уступая дорогу едущему навстречу автомобилю и съезжая на край
шоссе, вы испытываете неприятную неуверенность — а не велосипедист ли это?
Каждый автомобилист должен постоянно помнить заповедь — «Осторожнее —
велосипедисты!» А каждый велосипедист пусть помнит о том, что, возможно, и
он когда-нибудь станет водителем автомобиля и поэтому должен себя вести
соответствующим образом.
Немалую опасность таят и к о н н ы е у п р я ж к и. Об их грузе можно сказать
то же, что и о грузе автомобилей. Повозки медлительны и малоподвижны, но
животные в упряжке иногда пугаются и начинают суетиться. Вперед они быстро
бежать не могут, поэтому скачут в разные стороны. Возчики не относятся к
знатокам правил движения, к тому же они не заботятся ни о размещении груза таким
образом, чтобы он не мешал другим проезжим, ни о том, чтобы отметить его
какими-нибудь знаками, — ни днем, ни ночью.
Встретить ночью повозку с фонарем — все равно, что встретить чудо. Кони едут
не спеша, спокойная езда укачивает, и возницы дремлют, целиком полагаясь на
память и чутье лошадей, стремящихся домой, в родную конюшню. Но автомобилистам
не приходится надеяться на лошадиное чутье и знание животными правил поведения
на шоссе. Лучше, если вы будете проезжать мимо и обгонять повозки с предельной
осторожностью. В деревнях повозки могут неожиданно вынырнуть из ворот амбара:
возница видит происходящее на дороге только тогда, когда кони находятся уже
посреди нее, и из-за этого нередко происходят неприятные приключения. Вы можете
наткнуться и на оставленную на шоссе телегу, оглобли которой, увы! сделаны из
слишком прочного дерева. Не упускайте из виду и повозок, которые собираются
выехать на шоссе с поля, никогда не предполагайте, что возчик, видя вас, уступит
вам дорогу, как транспорту, пользующемуся правом преимущественного проезда по
шоссе. Уступить придется вам, как располагающему лучшими тормозами!
С п е ш е х о д а м и вы встречаетесь не только в населенных пунктах, но
и на шоссе. Это люди такие же, как и вы, у них есть свои положительные качества
и недостатки. Городские пешеходы дисциплинированнее сельских. Правда, последние
ходят по краю дороги, но не всегда навстречу транспорту. Пешеходы значительно
уступают в скорости передвижения моторному транспорту, но зато они очень
подвижны. Спешат ли они, беседуют ли мило друг с другом, или их кто-нибудь
окликнет — в эти моменты они забывают об осторожности и бросаются прямо под
колеса. Правил движения они по большей части не признают. Поэтому, проезжая мимо
пешеходов, никогда не бойтесь быть чрезмерно осторожными! Прежде всего пытайтесь
выяснить, знает ли пешеход о вашем присутствии в непосредственной близости от
него. На некоторых пешеходов вы должны обращать максимум внимания — это пожилые
люди или инвалиды, что иногда видно на расстоянии — человек, скажем, идет с
палкой (например, с белой).
Вы не можете ждать от них особой подвижности и поэтому уступите им дорогу.
Особая статья — пьяные. Их вы распознаете легко, хотя встречаетесь с ними
главным образом ночью. Если они едут на велосипеде или на автомобиле, встреча с
ними особенно нежелательна. Но хотя вам это и неприятно, вы всегда должны видеть
в них прежде всего людей.
Совершенно исключительное явление —
СОДЕРЖАНИЕ