В горах
Поездка в горы величайшее наслаждение для автомобилиста, но только в том
случае, если в горной местности он сумеет справиться со своей машиной.
Передвижение в горах на автомобиле складывается из элементов, которые мы уже
рассматривали. На обыкновенной дороге вряд ли придется ехать серпантином, а в
горах они могут следовать один за другим десятками. Если прибавить к этому
крутой подъем или спуск и то, что горные дороги чрезвычайно узкие, пыльные и в
большинстве случаев разбитые, вы поймете, почему водитель, не уверенный в своем
искусстве управления автомобилем, боится гор. И, конечно, безопаснее быть
критически настроенным к своим способностям, чем испытывать судьбу переоценкой
их и неоправданной отвагой.
Стремление ездить, не подвергая опасности ни себя, ни других, — которое
должно быть присуще водителям вообще, — в горах особенно необходимо. Причин
тут много. Трудный рельеф местности с резкими уклонами требует напряжения не
только от водителя, но и от автомобиля. Тормоза, в надежности которых вы
убедились при нормальной поездке, наиболее часто являются камнем преткновения.
Если эксплуатировать их неумеренно, они быстро перегреваются, тормозные колодки
растягиваются, и коэффициент трения тормозной обкладки падает. И у хорошо
отрегулированных тормозов, после того как вы Несколько раз подряд нажмете на
тормозную педаль, эффект будет не таким, к какому вы привыкли при обычной езде.
Неопытный водитель поэтому нередко переоценивает действие тормозов в горах.
Стремитесь лучше тормозить с помощью двигателя, особенно на длинных уклонах.
Переключив на низшую передачу, вы достигнете равномерного замедления автомобиля,
которое будете регулировать, время от времени притормаживая. Я говорю «время от
времени», потому что гораздо выгоднее затормозить сразу (это действеннее) и
затем дать тормозам остыть, чем, постоянно притормаживая, нагреть тормозные
колодки докрасна. Если вы тормозите двухтактным двигателем, не забудьте, также
время от времени, прибавлять газ — пусть даже при выключенном зажигании.
Подшипники смазаны смесью, которая при убранном газе очень мало проникает в
картер.
Несмотря на то, что подъем в горах — наиболее несложная и безопасная часть
езды, нужно быть осторожным и на подъеме. Быстрая езда — не всегда самый скорый
способ попасть на гору. Приходится ехать на низшей передаче. Помните, что и при
большом подъеме на коротких ровных отрезках дороги между серпантинами двигатель
может работать на довольно высоких оборотах.
Можно избрать два способа езды в гору. При первом после каждого серпантина
включайте низшую передачу, скажем, вторую, а на ровном участке — третью (на
короткий промежуток времени, потому что перед следующим поворотом придется снова
вернуться ко второй передаче). При втором способе весь поворот и подъем
проделайте на второй передаче, конечно, с расчетом на возможности двигателя, по
большей части понемногу прибавляя газ. При этом езда будет медленнее, но зато
вернее, особенно на длинных горных подъемах, где первый способ привел бы лишь к
быстрому перегреву двигателя, особенно если он охлаждается водой. Температура
уже нагревшейся воды быстро дойдет до точки кипения. Дожидаясь, пока двигатель
остынет, и затрачивая время на поиски холодной воды, чтобы долил радиатор, вы
потеряете то, чего достигли быстрой ездой.
Если вода начнет кипеть, нужно остановиться, иначе могут произойти серьезные
поломки в двигателе. Вода быстро испаряется, и при термосифонном охлаждении
нарушается ее циркуляция через радиатор. Когда же водяная рубашка головки
двигателя не полностью залита водой, соединительные поверхности коробятся,
прокладки портятся. У перегретого двигателя легко портятся поршневая группа и
подшипники. Поэтому, если вы заметили, что температура воды быстро поднимается,
вовремя переключите на низшую передачу и продолжайте движение на минимально
возможных оборотах двигателя. Последний гораздо скорее остывает при движении,
когда испытывает неполную нагрузку, чем в состоянии покоя. Если вода начинает
кипеть, но вам известно, что подъем скоро кончится и начнется спуск, лучше
доехать до вершины, а охладить двигатель — при спуске с горы. После остановки
вода в двигателе кипит еще довольно долго: раскаленные внутренности двигателя
пышат жаром, который отнимет вода, но, когда автомобиль стоит, вода не может
отдать полученное тепло воздуху, который проходит через радиатор в
незначительном количестве. Возникает потребность доливать выкипевшую воду.
Холодную воду доливайте, пустив двигатель, понемногу, с паузами, чтобы
холодная и горячая вода перемешивались. При быстром доливании перегретая головка
и блок могут покоробиться и даже треснуть, может испортиться и прокладка.
При спуске большую опасность представляют какая-либо неисправность, усталость
или переоценка тормозных возможностей автомобиля. Безопасность зависит от того,
насколько вовремя вы включите низшую передачу в моменты, когда торможение
двигателем — единственная возможность обеспечить безопасную скорость. Ничего
страшного нет в том, если вы дадите автомобилю разогнаться на спуске, однако
следует уметь почувствовать, в какой момент перед серпантином нужно затормозить
буквально до остановки. Учитесь ездить таким образом и на длинных, прямых
спусках.
Не забывайте, что в горах и незначительная ошибка может оказаться роковой. Юз
при торможении, неточный поворот, неправильное определение ширины шоссе при
обгоне и встреча с другим автомобилем — в этих случаях где-нибудь на равнине вы
могли бы отделаться отломанным крылом. В гористой местности съезд с шоссе
означает в большинстве случаев падение с большой высоты или кувыркание по
крутому склону, разумеется, с плачевнейшими последствиями для пассажиров и
автомобиля. Учитывая, что в горах на спусках вы едете большей частью на низших
передачах, которые, как правило, несинхронизированы, вы должны безукоризненно
владеть переключением передач и одновременным прибавлением газа. Многое зависит
от быстрого и точного переключения, особенно в момент, когда убедитесь, что одни
тормоза не в состоянии замедлить движение вашего автомобиля. Это будет главным
образом перед крутым поворотом, кривизну которого вы определили неверно; если не
удастся переключить на низшую передачу, вы выедете на поворот на большой
скорости, с рычагом переключения в нейтральном положении, что еще более ухудшит
положение. Поэтому новичку или водителю, который еще не верит себе, лучше
включить низшую передачу раньше, задолго до поворота, когда автомобиль еще не
разогнался и когда переключать легче. Если переключение ему не удастся, он
быстро вернется к исходной передаче и в любом случае не оставит рычаг в
нейтральном положении.
На спусках вы имеете преимущество перед автомобилями, едущими навстречу,
особенно перед грузовиками и автобусами, так как необходимость остановиться
чревата для них трудные троганием с места в гору. Поэтому регулируйте скорость
вашего автомобиля так, чтобы обеспечить для встречных равномерный подъем.
Приближаясь к серпантину, снизьте скорость так, чтобы не столкнуться с встречным
транспортом как раз на повороте. Если на узком участке вам придется уступать
дорогу, заранее найдите место пошире, куда заедете и остановитесь. Если вы
двигаетесь по внутренней стороне дороги, проходящей над обрывом, прижмитесь к
краю ее: водителю встречного переполненного автобуса будет не очень-то приятно
съезжать на самый край крутого обрыва. Своим поведением и ездой докажите, что вы
образцовый водитель, умеющий владеть не только автомобилем, но и собой.
И в заключение одно замечание. Горы прекрасны, и все мы с большим
удовольствием любуемся видом долин, синеющих вдали, диких скал, окаймленных
голыми вершинами, и холмов с изумрудными склонами, покрытыми лесами. Не
упускайте возможности полюбоваться природой. Но только, пожалуйста, не во время
управления автомобилем! Остановитесь, расправьте затекшие руки и ноги, вдохните
целительный горный воздух и осмотритесь. А когда ведете автомобиль, целиком
сосредоточьтесь на управлении. Несколько метров, которые проедет ваш автомобиль,
пока вы отвлеклись, могут стать роковыми!
СОДЕРЖАНИЕ