VI. Спортивная езда
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему моторный спорт, особенно
автомобильный, привлекает столько горячих поклонников? Почему ежегодно во всем
мире собираются миллионы зрителей на гонки и состязания всех видов? Почему на
отдельные спортивные мероприятия сходится до нескольких сот тысяч поклонников
моторного спорта, и это не диковинка?
На эти вопросы ответить нетрудно. Двадцатый век — век машин. Они облегчают
человеку труд, делают жизнь приятнее; поэтому человек и постарался об их широком
применении и усовершенствовании. За примерами ходить недалеко — вспомните
автомобиль 1925 года, и вы засмеетесь. А ведь вы, вероятно, знаете, что
автомобили имеют возраст немногим более 60 лет. Не головокружительно ли их
развитие? Я знаю, вы ждете фразу: «И этот скачок стал возможен благодаря
моторному спорту». Вы не так уж далеки от истины, хотя прогресс моторных
экипажей происходил бы потихоньку и без этого подбадривающего фактора. Но
достаточно сравнить хотя бы изменение мировых рекордов скорости автомобилей: с
63 км/час в 1898 году до 105 км/час в следующем году, 203 км/час в 1909 году,
328 км/час в 1928 году до рекорда 624 км/час, достигнутого в 1947 году; до сих
пор это остается лучшим результатом.
Разве удивительно, что в начале нашего века находились люди, стремившиеся
усовершенствовать двигатели, шасси и шины и, не задумываясь, рисковали жизнью на
весьма далеких от совершенства «гробах» только для того, чтобы добиться
скорости, с которой сегодня вы спокойно и безмятежно едете куда-нибудь за город
на прогулку? Что толкало их на это? Стремление к совершенству, дух прогресса и
не последнее место занимало творческое начало — качество, являющееся основной
чертой человеческого характера.
Есть немало людей, которых вполне удовлетворяет современное состояние
автомобиля. Они не понимают, зачем он должен ехать быстрее, что, собственно, еще
нужно менять в его конструкции. Этим людям не мешало бы знать, что то же самое
думал кое-кто 10, 20 и 50 лет назад. Когда в 1899 году, словно в честь
наступающего столетия, была достигнута скорость 100 км/час, нашлись ропщущие: «К
чему такая сумасшедшая скорость, ведь практически она неприменима! Для нее
необходимы специальные дороги и исключительно способные и развитые водители. Для
нормального движения такая скорость просто ни к чему!» По, как видите, эта
скорость сейчас сравнительно невелика и для маленьких автомобилей. Дороги стали
лучше, но водители раньте стояли на более высоком уровне — современному водителю
почти достаточно, чтобы он только умел управлять. Когда кто-нибудь напишет
книгу, подобную этой, году в 1968-м, он, возможно, будет по-прежнему ратовать за
дальнейшее усовершенствование автомобиля, причем также ссылаясь на
несовершенство автомобиля, которым сейчас мы довольны.

Современному человеку автомобиль — что-то настолько близкое, что он
инстинктивно чувствует необходимость и большое значение моторного спорта. Его
интересует работа тех, кто стремится приблизиться к недосягаемой границе
совершенства, и он поддерживает в них это стремление. Он посещает спортивные
мероприятия, чтобы подбодрить энтузиастов в их работе и чтобы в то же время
поучиться на их примере и результатах. Многих из зрителей к этому спорту
приводит любовь, желание найти применение своим возможностям, умению, которые он
не может проявить в обычных условиях.
Но и в моторном спорте мало одной любви и желания! При всей своей внешней
эффектности этот спорт не прост. Он требует профессиональных знаний и еще больше
— терпения и настойчивости, тщательной и добросовестной работы. Для новичка это
сразу так много, что он не знает, с чего начать. Я убежден, что среди наших
автомобилистов большинство имеет особый талант и интерес. Как я уже писал в
предисловии, невозможно только прочитать какое-нибудь пособие и за ночь стать
гонщиком. Каждый сам должен заслужить себе лавры! Конечно, можно дать совет и
указать кратчайший путь к этому, что я и постараюсь сделать, насколько позволят
мне рамки книги.
Удивительно, как мало до сих пор написано о моторном спорте даже в мировой
литературе. Есть статьи, корреспонденции, доклады, биографии, занимательные
приключения, и все. Но почти нет книг, которые занимались бы отдельными
проблемами этого спорта, как, например, подготовкой автомобиля, техникой езды,
стилем, организацией службы движения (мастерских), сигнализацией и т. п. Я
почувствовал необходимость такой книги, не только углубившись в воспоминания о
своих первых шагах, когда сам на своем собственном опыте ощущал недостаток
специальной литературы, но и сталкиваясь с новичками на гоночной трассе. Они
совершают те же ошибки и промахи, через которые мы, более опытные водители, уже
прошли, и испытывают те же затруднения, что когда-то испытывали и мы. Мало
помочь советом тут же, на месте. Новичок должен иметь возможность спокойно
поразмыслить над каждой проблемой с книгой в руках, чтобы самому понять, почему
то или иное представляет трудность, самостоятельно найти кратчайший и вернейший
выход. Я не могу посвятить внимание автоспорту во всем его объеме. Моя книга
рассказывает только о вождении; поэтому и в разделе о спорте я также буду
придерживаться этой темы. Впрочем, в моторном спорте вождение, как таковое,
неотделимо от других вопросов, связанных с конструкцией автомобиля. Очень многие
из них непосредственно влияют на езду. Поэтому я попытаюсь объяснить их влияние,
принимая во внимание их значение, но лишь мельком.
Видов автомобильных соревнований очень много. Я займусь наиболее
распространенными, типические черты которых помогут овладеть и другими видами
состязаний. Это классические шоссейные гонки и скоростные гонки по замкнутому
кругу. Я предполагаю, что мою книгу прочтут настоящие водители. Такие, которые
безукоризненно водят автомобиль в нормальных условиях движения и которые активно
применяют приемы, приобретенные на спортивной трассе, так как убедились в их
действенном значении. Но такие водители должны хорошенько усвоить, какая
огромная разница существует между трассой гонок и открытым шоссе. Применение
очень многих из описанных приемов в обычной, повседневной езде просто
недопустимо! Это было бы не только шагом назад в стремлении добиться
безопасного передвижения по шоссе. Этим мы, вместо того, чтобы увеличить число
друзей моторного спорта, создадим настоящих нарушителей.
А этого мы не хотим, потому что искренне любим моторный спорт.
СОДЕРЖАНИЕ