Гонки
После длительной, трудоемкой подготовки вы, наконец, приходите к черте
старта, чтобы доказать свое спортивное умение. Нелегко сосредоточиться с самого
начала, хотя иногда гонки бывают настоящим отдыхом в сравнении с часами, днями и
бессонными ночами, занятыми возней с автомобилем и прочими приготовлениями. И
все же наибольшее спокойствие и рассудительность нужно проявить уже на
старте.
Автомобильные гонки обычно предусматривают старт с работающим двигателем. Это
бывает причиной многих опасений — не замаслится ли свеча, не придется ли менять
ее перед самым стартом и т. п. Конечно, самое действенное средство против
подобных страхов — хорошая подготовка двигателя и его полное прогревание перед
стартом. Часто в неприятном начале виноваты сами гонщики. В страхе, как бы не
замаслилась свеча, они все время (на месте) заставляют двигатель работать на
высоких оборотах, не сознавая, что этим, наоборот, только способствуют
замасливанию: при увеличении газа подкачкой масло попадает на цилиндры больше
всего. Лучше поддерживать равномерные обороты — между 1500 и 2000 в минуту — до
последнего момента, буквально до 5 секунд перед фактическим стартом.
На старте обычно известно, сколько секунд остается в вашем распоряжении.
Установите себе определенный порядок, который поможет вам успокоиться. Например,
на 10-й секунде до конца наденьте очки, вслед затем, т. е. на 5-й секунде,
включите первую передачу. Теперь самое время для увеличения оборотов двигателя.
Сделать это можно, например, так: несколько раз наступить на педаль дросселя,
чтобы отчетливее почувствовать ногой готовность к старту; обороты постепенно
повышайте до тех, с какими обычно стартуете, например 4000 об/мин.
Преждевременный старт запрещен. Но известно, что при включении сцепления
всегда проходит какое-то время, скажем, полсекунды, прежде чем произойдет
блокировка. Привыкайте
поэтому наблюдать за стартером так, чтобы, когда он даст сигнал, включить
сцепление на полсекунды раньше, тогда автомобиль тронется точно в момент старта.
Это, впрочем, можно осуществить только в случае, когда вы стоите в первом ряду.
Если же впереди вас есть автомобиль, всегда считайтесь с возможным отсутствием
проезда и даже с необходимостью затормозить, если по сторонам едут другие
автомобили из задних рядов. Самый быстрый старт применяйте, только когда это
крайне необходимо, когда дорога каждая секунда. При таком старте двигатель,
сцепление, трансмиссия и шины испытывают большую нагрузку. Не забывайте о них —
они понадобятся не только на старте, но и на протяжении всего пути!
Если вы на трассе, то руководствуйтесь планом, который подготовили для
соревнования, и, конечно, обстановкой (как вы ее видите сами и как о ней
сигнализируют из депо).
Несмотря даже на то, что некоторые водители берут сразу сильный разгон,
осторожность на первом круге необходима. Это важно по разным причинам. Как бы вы
«и прогревали двигатель перед стартом, он никогда «е будет таким теплым, как в
конце первого круга. Быстрое нагревание некоторых деталей (в то время как другие
нагреваются медленнее) при максимальной нагрузке с самого начала может привести
к неприятным поломкам, которые проявятся позднее, и вы будете в недоумении
качать головой, не понимая их причин! Масло в коробке передач и картере главной
передачи, которое на старте тоже холоднее, можно как следует нагреть только при
движении. Обратите внимание, что на продолжительных гонках, когда приходится
останавливаться для пополнения горючего, больше всего поломок происходит именно
из-за остановки в депо. Причина этого — холодное масло, долитое в двигатель,
недостаточность смазки. При остановке горячее жидкое масло стекает со всех мест,
подлежащих смазке, и при резком старте механизмы некоторое время работают без
нее.
Следующий довод за более осторожную езду на первом круге — незнание состояния
дороги в настоящий момент. Устроители могли переделать некоторые повороты, или
на предыдущих гонках на трассу были занесены грязь и камни, не убранные до сих
пор. Если вы приедете на такой поворот с высокой скоростью, я, честное слово, не
завидую вам.
А теперь, поскольку все мелочи, относящиеся непосредственно к стилю и технике
езды, уже рассмотрены, займемся последней главой — об искусстве гонщиков,
которую мы называем
СОДЕРЖАНИЕ