Соревнования
В отличие от скоростных гонок, на соревнованиях не обязательно достижение
наивысшей скорости на данной трассе. Гораздо большее значение придается
выносливости машины и водителя, правильности езды и мастерству, с каким экипажу
удается преодолеть естественные преграды и выполнить условия соревнований. Этим
определяются и характер трассы, и типы автомобилей, участвующих в состязаниях, и
состав экипажа.
Трасса скоростных гонок по большей части представляет собой кольцо шоссе с
отличным покрытием, причем водители обязаны знать ее. На гонках трасса закрыта
для обычного движения. На соревнованиях, наоборот, она прокладывается по дорогам
всех видов, независимо от их поверхности; ее протяженность не складывается из
повторного проезда краткого кольца, поэтому к задачам водителя прибавляется еще
одна — уметь ориентироваться. Трасса пробега не закрывается, поэтому спортсмены
должны ехать, не создавая угрозы остальному транспорту и не нарушая правил
движения. К скоростным гонкам допускаются лишь гоночные и спортивные автомобили
с одним водителем. В соревнованиях участвуют, как правило, только автомобили
серийного производства, с обязательным экипажем, состоящим из водителя и
напарника.
Таким образом, соревнования по своему характеру стоят ближе к обычному
движению, чем гонки. Это, однако, не значит, что от участников соревнований
требуется меньше мастерства. Многие крупные международные соревнования труднее
скоростных гонок такого же масштаба. Естественные препятствия, метеорологические
условия, протяженность неизвестной трассы, особые условия соревнования,
постоянное соприкосновение с обычным транспортом — все это действует на душевное
и физическое состояние водителя, которому приходится непрерывно — иногда
несколько дней и ночей — быть в высшей степени сосредоточенным, чтобы успешно
выполнить все требования. Кроме этих особенностей, относящихся непосредственно к
езде, оба члена экипажа должны быть хорошими, ко всему готовыми механиками,
которые при необходимости сумеют найти серьезную поломку и исправить ее в
короткий срок.
Как на скоростных гонках, так и на соревнованиях от автомобиля требуются
максимальная выносливость и надежность при наибольшей нагрузке, а от экипажа
максимальная сосредоточенность и высший класс водительского искусства. Но нет
основания ставить один из этих классических видов моторного спорта выше другого:
оба, каждый по-своему, способствуют усовершенствованию автомобиля и
водительского мастерства экипажа. Они равноценны как с точки зрения
практического применения. так и со стороны чисто спортивной.
Мы уже говорили, что трудность соревнования большей частью определяется его
трассой. В преодолении трудной трассы проявляется качество экипажей и
автомобилей, и для определения классов последних нет необходимости в
дополнительном критерии. Однако, учитывая качество современных автомобилей,
очень трудно найти трассу, которая могла бы по-настоящему проверить и исчерпать
все возможности машины. Даже серийный автомобиль сделан так, что играючи
преодолеет трудности, которые 30 лет назад могли застопорить движение на шоссе.
Я уже не говорю о таких автомобилях, которые специально подготовлены к
соревнованию, снабжены дополнительным оборудованием и снаряжением. Трасса могла
бы, конечно, проходить и по плохим дорогам, но таких с каждым днем становится
все меньше и меньше, да к тому же соревнования устраиваются не для того, чтобы
разбивать автомобили и чтобы состояние их к концу соревнований отпугивало
водителей от дальнейшей спортивной деятельности. Поэтому устроителям
соревнований приходится быть очень находчивыми, если они хотят создать условия,
которые были бы интересными, полезными и справедливыми для всех частников.
В зависимости от этих принципов и трудностей, с которыми водитель
сталкивается на трассе, в зависимости от естественных и метеорологических
условий, а также в зависимости от различных способов классификации, мы различаем
несколько видов соревнований. Познакомимся с ними поближе, потому что от типа
соревнований и от трудностей, которые предстоит преодолеть, зависит,
естественно, и наша подготовка к езде.
СОДЕРЖАНИЕ