Главная
Автошкола
Статьи
Сделай сам
Тюнинг
Рассказы
Советы















 

Дистанционные охранные устройства автомобиля ИК диапазона

В данном разделе рассмотрим охранные устройства с дистанционным управлением на инфракрасных лучах, позволяющие отключать сигнализацию, не прикасаясь к автомобилю, и отказаться от задержки перехода системы в режим охраны. Времени задержки порой бывает достаточно, чтобы "специалист" успел открыть капот и отключить аккумулятор, а затем в спокойной обстановке разобраться с сигнализацией.

Конечно, существуют сканеры отечественного и импортного производства, с помощью которых путем подбора комбинаций импульсов, их скважности и периода можно вскрыть код сигнализации на инфракрасных лучах. Поэтому здесь будут рассмотрены дистанционные охранные устройства на ИК лучах, в которых используется кодирование информации, основанное на других физических принципах, не доступных современным сканерам.

Автосторож на инфракрасных лучах

Это система дистанционного управления с частотным кодированием и длительным воздействием на фотоприемник. Конечно, частотное кодирование - это не верх совершенства, но, тем не менее, действует эффективно. Для того, чтобы частота сканера в определенный момент случайно не совпала с частотой автосторожа, используется 2-х секундная временная задержка, что практически полностью исключает случайный подбор частоты.

В состав автосторожа входит пульт дистанционного управления на инфракрасных светодиодах типа АЛ107Б, выполненный по известной схеме. Также в состав автосторожа включена часовая микросхема К176ИЕ12 и кварцевый резонатор Q 1 с частотой 32768 Гц для формирования временных интервалов.

Основные технические характеристики устройства:

Время перехода в режим охраны, с 20
Продолжительность звучания сигнала тревоги, с 40
Частота прерывания сигнала тревоги, Гц 1
Время задержки срабатывания сигнализации, с 2
Ток потребления в режиме охраны не более, мА 10
Размеры печатной платы, мм 60х65
Размеры пульта управления, мм 25х30

Принципиальная схема пульта дистанционного управления приведена на рис. 4.27. Пульт включает в себя мультивибратор на элементах DD 1.1 - DD 1.3, инвертор DD 1.4, импульсный ключ на транзисторах VT 1, VT 2 и инфракрасные светоизлучающие диоды VD 1, VD 2. Регулировка частоты мультивибратора осуществляется подбором сопротивления резистора R 1. Печатная плата пульта управления приведена на рис. 4.28. Для питания пульта можно использовать батарею "Крона", что обеспечит длительное его использование.

Принципиальная схема автосторожа показана на рис. 4.29. Автосторож содержит счетчик-формирователь временных интервалов на микросхеме DD 2, два триггера на элементах DD 1.3, DD 1.4 и DD 3.2, DD 3.3, приемное устройство на микросхеме DD 4 с фотодиодом VD 6 и ключ на транзисторах VT 2, VT 3.

При включении питания устройства тумблером SA 1 (перед выходом из салона автомобиля) конденсатор C 1 своим зарядным током устанавливает счетчики микросхемы DD 2 в исходное нулевое состояние. На выводе 10 микросхемы DD 2 в это время лог. "0", который поступает на вход элемента DD 3.4 и открывает его.

С вывода 6 микросхемы DD 2 импульсы частотой 2 Гц проходят элемент DD 3.4 и поступают на тактовый вход С (вывод 7) счетчика DD 2. В то же время, нулевой уровень на выводе 10 микросхемы DD 2, проинвертированный элементом DD 3.1, блокирует триггер, собранный на элементах DD 3.2 и DD 3.3, и запрещает прохождение сигнала с контактных датчиков SB 1 - SBn , подключенных к катоду диода VD 3, через транзистор VT 1 на элементы DD 1.1 и DD 1.2. В таком состоянии сторож находится до тех пор, пока счетчик DD 2 не сосчитает 39 импульсов с частотой 2 Гц. Это время, равное 20 с, дает владельцу автомобиля возможность выйти из салона и закрыть все двери.

По истечении этого времени на выводе 10 счетчика DD 2 появляется единица, которая закрывает элемент DD 3.4 и запрещает поступление счетных импульсов частотой 2 Гц на счетный вход C DD 2. Этот же сигнал (лог. "1"), поступая на входы элемента DD 3.1, разблокирует триггер на элементах DD 3.3, DD 3.2, и схема переходит в режим охраны автомобиля.

В качестве контактных датчиков можно использовать дверные выключатели автомобиля. Такие же кнопочные выключатели можно поставить на капот и на крышку багажника. Каскад на транзисторе VT 1 служит инвертором и одновременно предохраняет микросхему DD 3 от выхода из строя при подаче на ее вывод 1 положительного напряжения в то время, когда питание автосторожа выключено.

При срабатывании одного из контактных датчиков SB 1 - SBn катод диода VD 3 замыкается на землю, транзистор VT 1 закрывается и на его коллекторе устанавливается положительный потенциал, который переключает триггер на элементах DD 3.3, DD 3.2.

При этом на его выводе 4 устанавливается уровень лог. " I ". С выхода инвертора DD 1.1 лог. "0" поступает на вывод 1 элемента DD 1.2 и открывает его. С вывода 4 счетчика DD 2 секундные импульсы через элемент DD 1.2 поступают на вывод 7 счетчика DD 2 и ключ на транзисторах VT 2 и VT 3, который включает реле звукового сигнала К1. Счетчик DD 2 отсчитывает 39 импульсов, поступающих на вывод 7, и через 40 с устанавливается в нулевое состояние (на выводе 10 - лог. "0"). Затем по описанному выше сценарию следует 20-ти секундная задержка (как при включении питания), и схема снова переходит в режим охраны.

Для выключения автосторожа используется пульт управления, который излучает импульсы в ИК диапазоне. Фотоприемник, состоящий из фотодиода VD 6 и резонансного усилителя на элементах DD 4.1 - DD 4.3, принимает сигнал от дистанционного пульта управления. Частота, на которую реагирует устройство, устанавливается элементами контура L 1, C 9. Его резонансная частота должна соответствовать частоте мультивибратора пульта. С резонансного усилителя сигнал поступает на формирователь постоянного напряжения. При соответствии частот контура L 1, C 9 и мультивибратора пульта управления на выводе 10 элемента DD 4.5 появляется уровень лог. " I ". Для исключения срабатывания автосторожа при случайном совпадении частот устройства и сканера цепью R 19, C 11 формируется временная задержка длительностью 2 с.

После заряда конденсатора C 11 сигнал поступает на вывод 8 триггера на элементах DD 1.3, DD 1.4, который на выводе 11 формирует положительный импульс, поступающий на выводы 5, 9 микросхемы DD 2, и обнуляет счетчик. Момент выключения устройства индицирует светодиод HL 1.

Печатная плата автосторожа приведена на рис. 4.30. Катушка L 1 намотана на сердечнике СБР-23 и содержит в зависимости от частоты от 100 до 500 витков (от 16 кГц до 5 кГц, соответственно) провода ПЭВ-1 0,1 мм . Для питания микросхем в схеме используется стабилитрон VD 5 типа KC 210 с напряжением стабилизации 10 В.

Расположение деталей на печатной плате автосторожа показано на рис. 4.31.

Настройка автосторожа сводится к установке частоты контура элементами L 1, C 9 и сопряжения с ней частоты мультивибратора пульта дистанционного управления подбором сопротивления резистопа R 1, добиваясь надежного и устойчивого срабатывания устройства.





© Copyright 2012. При копировании информации ссылка на сайт обязательна.