Дождь
Вы можете избежать ночных поездок, но от дождя никуда не денетесь; и чаще
всего он льет именно тогда, когда его меньше всего ждешь. Дождь неприятен не
только потому, что снижает видимость, но и потому, что ухудшает состояние дороги
и способность автомобиля передвигаться. Асфальтированное шоссе, которому вы
только что не могли нарадоваться, после первых капель дождя превращается в
каток.
Самые опасные — «первые капли». Это естественно: на дороге и с
наилучшим покрытием всегда есть слой пыли и песка, который, намокнув,
превращается в незаметный слой грязи. Между гладкой поверхностью шоссе и шинами
эта грязь все равно, что смазка. Если дождь идет продолжительное время, он
смывает грязь, и сцепление шин увеличивается. Таким образом, будьте особенно
осторожны именно в начале дождя!
Предпосылкой безопасной езды на мокром шоссе являются хорошие шины. Если
рисунок протектора стерся и поверхность шины стала гладкой, ничего не сделает
даже лучший водитель. Единственное средство — ехать очень медленно и осторожно,
не меняя резко скорости и не тормозя. Шины с тонким узором имеют явное
преимущество перед шинами с крупным рисунком: густо расположенные каналы мелкого
узора успевают отбрасывать попадающую в них воду, и гребень шины во время дождя
прилегает к почти сухой дороге.
В главе о покрытии дорог я говорил, что различные покрытия обладают и
различными свойствами сцепления. Это замечание остается в силе и при движении во
время дождя. На мостовой из больших булыжников и на мягком, разъезженном
асфальте следует быть особенно осторожным! Грубый асфальт, бетон и веерная
брусчатка из мелких плиток гораздо безопаснее.
На мокрой дороге нужно значительно снижать скорость. Не только потому, что
есть опасность юза, — ведь и при нормальной езде в сухую погоду внезапное
препятствие, вынуждающее резко тормозить, может привести к небезопасной
ситуации, — а потому, что тормозные пути, о значении которых я уже столько
раз говорил, увеличиваются вдвое. Вы должны теперь наблюдать за шоссе гораздо
дальше вперед, чтобы вовремя оценить опасность, ожидающую вас вдали. Но тут
заявляет о себе одно из неприятных свойств дождя — ограниченная видимость.
Если идет частый или сильный дождь, кажется, что все вокруг погружено в
туман. Тогда совершенно пропадает видимость, потому что и близкие предметы видны
очень нечетко. Кроме того, видимость снижается каплями на ветровом стекле. В
данном случае неоценимую услугу окажут хорошие стеклоочистители. У них должна
быть ровная, плотно прилегающая к стеклу кромка резины, чтобы на стекле не
оставалось слепых мест. Если перед дождем стекло было загрязнено, лучше
остановиться и как следует протереть его. Неприятно, если по стеклу размазаны
остатки комаров или каких-нибудь других насекомых; жирные пятна от них вода
плохо смывает. В таких случаях стекло хорошо протереть спиртом, а если под рукой
его нет, мылом.
Когда вы обгоняете другие автомобили или проезжаете мимо них, брызги грязи
из-под их колес нередко попадают на ваше ветровое стекло. Если в это время идет
небольшой дождик и вы включите стеклоочиститель, он размажет эту грязь по
стеклу, и образуется непрозрачный слой. Чтобы смыть грязь, воды на стекле бывает
слишком мало. В таком случае удобнее остановить стеклоочиститель (к этому
водитель должен быть готов), так как через капли грязи лучше видно, чем когда
эти капли размазаны. Если вы будете включать стеклоочиститель несколько раз с
перерывами, на поверхности стекла соберется достаточно влаги, чтобы очистить
его. Но всегда лучше остановиться и протереть стекло.
Для водителей, ездящих по грязным дорогам, загрязнение переднего стекла
встречными или обгоняющими автомобилями — постоянный источник неприятностей и
опасностей. После дождя, когда стеклоочистители уже ничего не могут сделать,
приходится постоянно останавливаться и вытирать стекло. Очень помогают
специальные ручные насосы, подающие воду на стекло, из которых можно во время
движения, нажав кнопку, выпустить под щетки стеклоочистителей две струи воды.
Эти приборы — один из залогов безопасной езды, — сейчас у нас легко
достать, и я настоятельно рекомендую их всем автомобилистам. Монтаж их очень
прост, а роль поистине неоценима.
Неприятен дождь ночью, потому что капли, садящиеся на стекло, образуют слой
маленьких линз, которые сильно преломляют свет и ослепляют водителя. Кроме того,
сильные потоки дождя, освещенные лучом света, имеют те же свойства, что и туман,
и создают перед автомобилем отсвечивающую стену. В таком случае лучше ехать с
включенными подфарниками, убрав свет, направляющий лучи вверх.
В сильный дождь или в грозу приходится быть готовым и к внезапным
естественным препятствиям. Молнии бояться не следует, но вам могут преградить
дорогу обломанные сучья, вывороченные деревья, иногда бывает достаточно глубокой
лужи, образовавшейся в углублении на дороге, или разлившегося ручья. Вода очень
упруга, и, въехав в такое озеро одним колесом, вы внезапно почувствуете сильное
сопротивление. К тому же вода может брызнуть фонтаном впереди машины так, что
зальет ветровое стекло и на мгновение ослепит водителя.
Еще одна опасность — мокрые тормозные колодки (вода как бы выполняет роль
смазки и сильно снижает эффективность тормозов). Если с вами случится такое
несчастье, не забудьте их тотчас же проверить. Чтобы быстро высушить их,
достаточно проехать небольшое расстояние, слегка нажимая на тормозную
педаль, — тормоза согреются, и вода испарится.
Вода может проникнуть в электрические приборы автомобиля (например, в
распределитель и к свечам) или промочить старые затвердевшие кабели, что
приведет к короткому замыканию. Если вдруг остановится двигатель, ищите причину
прежде всего в распределителе, досуха вытрите его внутри. Кабели укрепите так,
чтобы они не дотрагивались до металлических частей. Ночью вы легче найдете
поврежденное место благодаря искрам, которые днем не видны.
Скорость, естественно, приспосабливайте к условиям шоссе и видимости. Даже
если на шероховатой поверхности шоссе, вымытой продолжительным дождем, можно
ехать сравнительно быстро, не рассчитывайте, что оно такое же шероховатое и на
поворотах; одно единственное место, отремонтированное гладким асфальтом, может
привести к аварии. Принимайте во внимание низкую видимость и неблагоприятные
условия, отражающиеся на других автомобилях, а также пешеходов, которые легко
забывают об осторожности, стремясь поскорее попасть под крышу. Если изменяется
поверхность дороги, проверьте ее качество раньше, притормозите на прямой дороге
и не ждите, что вдруг выясните ее свойства на повороте или в момент, когда
понадобится быстро затормозить перед непредвиденным препятствием.
Водители, умеющие ездить в мокрую погоду, не родятся. Но если у них есть
желание и упорство, они могут этому научиться. Даже среди лучших гонщиков вы
найдете таких, которые боятся мокрой дороги. Но есть среди них и такие, которые
чувствуют себя на мокрой дороге, как рыба в воде. У них хватило терпения
воспитать в себе это тонкое чутье, столь необходимое при управлении автомобилем
на скользкой дороге. Если и вы будете хотеть так же страстно и упорно, то
непременно овладеете этим искусством.
СОДЕРЖАНИЕ