Техническая помощь и сигнализация
Во время гонок спортсмен может следить только за ближайшими соперниками
впереди и позади себя, но об общем ходе гонок имеет весьма смутное
представление. Он легко забывает, сколько соперников обогнал и сколько обогнали
его, в большинстве случаев не знает, кто выбыл и какое место сам занимает в
данный момент. Может быть так, что автомобиль, который он считал идущим впереди,
уже сошел в прошлом круге, а он в это время быстрой ездой напрасно рискует
механизмами своей машины. Или, усыпленный сознанием того, что ведет гонку, он
снижает скорость, не понимая, что водитель позади круг за кругом неотступно
приближается, чтобы обогнать его перед финишем. Если бы гонщик был предоставлен
на гонках самому себе и не получал информации, его положение было бы очень
тяжелым. Поэтому важная задача службы движения — условной сигнализацией давать
знать водителю о наиболее важных событиях и соответствующими знаками направлять
его действия.
Организация сигнализации и прочей помощи, которую необходимо оказать водителю
в ходе гонок, — существенная составная часть общей подготовки. Если в
гонках участвуют равноценные соперники и автомобили одинаковой мощности, успех
зависит, главным образом, от работы персонала технической помощи. Несколько
секунд, потерянных при заправке бензином, быстрый ремонт автомобиля или смена
колес могут решить вопрос о победе или поражении.
Главная информация, которая интересует гонщиков в ходе соревнования, по
большей части следующая: место спортсмена в данный момент гонок; количество
кругов, остающихся до конца гонок; разрыв с предыдущим или последующим
водителем; знак увеличения или снижения скорости; имена гонщиков, обгоняющих или
отставших; если во время гонок нужно заправляться — знак, чтобы на следующем
круге гонщик остановился у депо технической помощи. В свою очередь, гонщик
должен уметь показать персоналу депо, что понял сигнализацию или что остановится
на следующем круге и почему (указать причину хотя бы в общих чертах — горючее,
свеча, двигатель или шина); что все в порядке; что может ехать быстрее, но эту
возможность не использует сознательно, или что не может ехать быстрее.
Сигнализация должна быть хорошо видимой и понятной, поскольку депо обычно
расположено на ровном месте у финиша и водитель читает по знакам, как правило,
на максимальной скорости. Однако она не должна быть понятна конкурентам, которые
могли бы получить из нее информацию, выгодную для изменения тактики своих
гонщиков. Большинство вспомогательных средств и знаков сигнализации
устанавливается заранее; гонщик и персонал технической помощи должны знать их на
память. Нечего и говорить, что любые указания должны быть однозначны и
отличаться друг от друга, чтобы не произошло ошибки.
Большинство гонщиков предпочитает способ сигнализации, который больше всего
их удовлетворяет. Знаки, не привычные для водителя, — плохое руководство.
Для сигнализации на коротких дистанциях достаточно одного комплекта цифр от 0 до
9. Еще удобнее два одинаковых, различающихся по цвету, комплекта цифр, из
которых один указывает количество оставшихся кругов, а другой — места
гонщика.
Остальные знаки изображаются мелом на черной таблице: плюс ( + ) означает,
что необходимо увеличение скорости; минус (—) — снижение; О — «придерживайся той
же скорости»; X — «остановись на следующем кругу», « + 24» — «ты опередил
соперника на 24 секунды»; «—15» — «соперник обогнал тебя на 15 секунд». Если вы
хотите сообщить гонщику, что его конкуренты идут впереди него или ведут гонку,
достаточно написать на таблице начальные буквы их фамилий (фамилии, написанные
полностью, на большой скорости прочесть невозможно). Например, таблица с
надписью
будет означать, что гонщики следуют в таком порядке: первым — Новак, вторым —
Резек, третьим — Черный. Очень распространенный знак — воронка (если она
достаточно большая, чтобы водитель мог ее разглядеть) — «остановись на
заправку». Таблица, на которой пишут мелом, имеет ряд неудобств. Ее нужно как
следует вытирать, чтобы надпись была хорошо видна. Если идет дождь, она
намокает, и написанное почти неразличимо. Поэтому удобнее запастись таблицей, на
которую можно было бы вешать или задвигать готовые цифры и знаки.
Обратная сторона таблицы используется, например, для написания очередности
следования гонщиков.
Такую таблицу вы видите на рис. 57. Информацию на ней гонщик прочтет так: «Ты
второй, отрыв от головной машины 105 секунд, прибавь, до конца гонок остается 11
кругов». Для большей наглядности порядок следования отмечается римскими цифрами,
расстояние во времени — черными арабскими на белом фоне, « + », «—» и остальные
знаки — красным на белом фоне, количество кругов обозначается белыми цифрами на
черном фоне. Вместо знаков « + », «—», «остановись» можно использовать и цветные
щиты.
На первый взгляд покажется, что нужно читать слишком много. Если вы подаете
гонщику сигналы, не забудьте, что некоторые знаки он ждет без изменения или
только с изменениями, которые уже предполагает (количество кругов, улучшение
порядка следования, обогнал ли соперник). Поэтому прежде всего он смотрит на
сведения, больше всего интересующие его, а остальные просматривает просто для
контроля.
В зависимости от скорости автомобиля вы избираете и величину таблицы. Обычно
достаточно размера 40 X 50 см. Для удобства приделайте снимающуюся ручку, что
даст возможность высовывать таблицу на трассу, а также легко переносить ее.
Цифры и знаки у вас сложены комплектами, лучше всего в поступательном порядке в
специальном футляре, куда укладывается после окончания гонок и таблица.
Хранящиеся таким образом сигнальные знаки не портятся, и если вы не потеряете
отдельные таблички, то легко найдете нужную цифру и знак. Таблички со знаками и
цифрами вешаете или засовываете на большую таблицу.
Обязанность гонщика — облегчить персоналу технической помощи сигнализацию,
подтвердив, что знак понял правильно. Достаточно кивнуть головой или махнуть
рукой, в зависимости от договоренности. В любом случае ответные знаки должны
быть простейшими, так как подает он их на высокой скорости, буквально в какое-то
мгновение.
Приведу несколько наиболее простых. Взмах по направлению к земле —
«остановлюсь у депо на следующем круге»; взмах вперед — «сигнализируйте разницу
во времени между мной и гонщиком впереди»; большой палец, указывающий назад
через плечо, — «сигнализируйте разницу во времени с гонщиком позади»;
поднятый кулак с оттопыренным большим пальцем вверх — «все в порядке»; указание
на какое-нибудь колесо — «надо менять это колесо»; рука, положенная на кузов
впереди гонщика,—«остановлюсь из-за неисправности двигателя»; рука, положенная
на бок кузова и назад, — «буду пополнять горючее»; поднятая правая рука с
растопыренными пальцами — «требуется долить воду»; поднятая левая рука с
растопыренными пальцами — «нужно сменить свечу»; жест, как будто гонщик тянет
ручной тормоз — «необходимо наладить тормоза». Такая сигнализация имеет огромное
значение, потому что дает возможность персоналу технической помощи подготовить
необходимый инструмент и вкратце повторить задачу отдельных членов еще до того,
как автомобиль остановится в депо. Дальше все идет как по маслу, без лишних
разговоров и споров, которые всегда ведут к потере времени.
Кроме сигнализации, нужно предварительно организовать и остальную работу и
обо всем договориться. Недопустимо, чтобы гонщик потерял в депо хотя бы одну
лишнюю минуту, которую потом придется наверстывать с большим риском. Персонал
еще до гонок приготовит большинство инструментов для ремонта, воду, горючее,
масло, жидкость для тормозов, мягкую проволоку, изоляционную ленту, а также
части и детали, о которых никогда не известно, понадобятся они или нет.
Если гонщик на трассе, один из персонала технической помощи занимается
подготовкой сигнализации, остальные помогают высчитывать и определять общую
ситуацию на гонках. В безупречно оснащенном депо обязательно должен быть
секундомер, чтобы контролировать время не только своего гонщика, но и его
конкурентов. Поскольку секундомер — инструмент хрупкий и ценный, хорошо
поместить его в специальный ящичек, на крышке которого можно прикрепить таблицу
для отметки показанных спортсменом результатов по кругам (рис.58). Такая таблица
послужит и на следующих гонках. Ящичек можно носить на ремешке.
Наиболее трудная роль выпадает на долю персонала технической помощи на
гонках, когда основой классификации является формула, по которой результат
вычисляется уже после гонок. Таковы, например, скоростные гонки на выносливость,
где этот способ дает возможность победить любому автомобилю независимо от
мощности двигателя. Такими были также 12-часовые гонки в Брно на «Большую премию
выносливости». При использовании временного «гандикапа» большим и скоростным
автомобилям чаще предписывается проехать большее расстояние, которое потом
уравнивается фактическим расстоянием, пройденным на гонках. Относительное
улучшение — решающий критерий классификации. Для персонала технической помощи
(и, разумеется, для водителей на трассе) наблюдение за ходом гонок и определение
места отдельных водителей в данный момент — очень важная задача. Водитель на
автомобиле с маломощным двигателем, которого все обгоняют, имеет невысокую
абсолютную скорость, но, несмотря на это, его относительная скорость высока и он
может идти во главе гонок.
На рис. 59 дано простейшее приспособление, с помощью которого при подобных
12-часовых гонках легко, не высчитывая, определить место всех водителей. На
рисунке приведены, как пример, результаты трех водителей различных категорий.
Первый, стартовавший под № 4, должен проехать 1150 км, второй на автомобиле с
меньшим объемом двигателя (идет под № 18) должен пройти 820 км, наконец,
третьему, который идет под № 29 на наименьшем автомобиле, предстоит покрыть путь
в 528 км.
Разделите отрезок любой длины — одинаковый для всех автомобилей
(потому что время гонок 12 часов одинаково для всех) на равные части, в
зависимости от количества километров, которые предстоит проехать каждому
гонщику. В нашем случае отрезок первого водителя делится на 11,5 частей, второго
— на 8,2 и третьего — на 5,28. Отрезок над таблицей (той же длины, что
предыдущие, которые вы делите на части в зависимости от количества километров
для каждого водителя) разделите на равные части в зависимости от общего
времени, в течение которого идут гонки (в нашем случае на 12). Если в эту
табличку внести показания на какой-то определенный момент гонок, фактически
преодоленные каждым автомобилем километры, то с первого взгляда увидишь, кто
из них, согласно формуле, ведет гонки, кто превышает установленный средний
уровень, а кто не дотягивает до него. В нашем случае к концу второго часа гонок
автомобиль № 4 проехал 220 км, № 18—130 км и № 29—145 км. В зависимости от
расстояния отметок от начала каждого отрезка можно точно определить, что ведет
автомобиль № 29, который проехал больше, чем должен был бы проехать за 3 часа.
Вторым идет автомобиль № 4, прошедший почти 30 км выше среднего уровня, и
последним — автомобиль № 18, идущий ниже установленного среднего уровня, но
отставание его почти незаметно.
Если персонал технической помощи сделает такую таблицу, он будет постоянно
иметь представление о ходе гонок, что очень поможет при сигнализации.
Разумеется, чем больше таблица, тем лучше видят водители ее показания, которыми
они могут контролировать место автомобиля и через короткие интервалы времени.
Если автомобили идут близко друг от друга, таблицей пользоваться трудно; на этот
раз точное представление даст только вычисление.
На данных гонках нужно точно знать количество кругов, пройденных каждым
водителем; это основа тех показаний, которые заносятся в таблицу. Если
количество пройденных кругов не сообщается устроителями гонок и не отмечается,
это должен сделать персонал технической помощи. От надежности подобных отметок
зависят точность таблицы и правильность сигнализации.
Вы уже поняли, что на некоторых гонках работа депо вносит огромную долю в
успех водителя. Если вы как следует подготовитесь к соревнованию, то избежите
случайностей, вроде тех, о которых я хочу рассказать в заключение этой
главы.
Хотите верьте, хотите нет, но это действительно случилось: однажды на гонках
персонал технической помощи «пытался» лишить своего гонщика не только победы, но
и жизни. Когда автомобиль остановился в депо, один из механиков отвинчивал
крышку бензобака, расположенного как раз позади головы водителя на задней части
кузова. Для этого он применил молоток, которым нечаянно ударил гонщика по
голове. Гонщик незаметно для окружающих свалился на сидение, но тут же опомнился
и повернул голову, чтобы «отблагодарить» своего помощника. Но он выбрал
неудачный момент: механик, наполнявший бак бензином, немного перелил, и бензин
брызнул многострадальному спортсмену в лицо. Бензин — не особенно подходящее
косметическое средство, и не удивительно, что водитель снова скорчился на
сидении. Это заметил механик, доливавший воду в радиатор; он плеснул излишек ее
на гонщика. Тот опомнился, но у него не было времени протестовать, потому что
персонал закрыл резервуары и быстро выкатил автомобиль на свежий воздух, чтобы
окончательно привести своего питомца в себя.
СОДЕРЖАНИЕ